Личностью становятся, а не рождаются — особенности личностного развития

В психологии, философии и прочих научных направлениях существует более 40 позиций, разъясняющих, что такое личность. Но большинство исследователей уверены, что личность – это результат человеческого развития в социуме. Хотя есть и иные теории определения личности: генная, сознательно-бессознательная, системная и пр. Психологи рассказывают, каким образом человек превращается в личность, какими свойствами и структурой наделены личности и пр.

Личность – продукт социальных отношений

Что такое личность

Каждый человек как индивид появляется по факту рождения. Личность и индивидуальность в нем формируется в результате социального взаимодействия. Личностью индивид может стать в разном возрасте, кто-то раньше, кто-то позже, но в уже сознательном возрасте, когда индивидуум сам принимает решения и отвечает за них.

Индивиды изначально заданы биологически, а для формирования личности необходим, прежде всего,  социум и обязательный процесс социализации. Понятие личности формировалось на протяжении долгих столетий. Довольно долго под личностью подразумевалась только социальная роль и значимость, занимаемая человеком в обществе. И чем важнее эта роль, тем значимей считалась личность.

Происхождение слова «личность» идет от устаревшего «личина», т. е. маска. Если сравнивать с латинским аналогом persona, он тоже в первоначальном значении обозначал маску. Но сегодня понятие личности имеет более расширенное значение, хотя основополагающим все еще остается социальная сущность человека.

В психологии личность – это, прежде всего, комплекс человеческих характеристик, определяющих его значение и поведение в социуме, состоящем из множества индивидуальных и уникальных личностей.

Но понятие личности в обиходе сильно разниться с психологическим научным термином. Поскольку в повседневной жизни человека называют личностью, когда он обладает выдающимися характеристиками или достижениями. Кроме того, к ним можно отнести успех и силу, богатый опыт, определенный статус, вклад в социальную жизнь общества и пр.

Индивид, личность, индивидуальность – различия

Определения индивид, личность, индивидуальность нельзя взаимозаменять, поскольку они имеют разные значения, хотя все являются синонимами понятия человек. В обществознании человек – это представитель homo sapiens, наделенный речью, самосознанием, способностью к прямохождению и получению социальных навыков.

Обозначение терминов индивида, индивидуальности и личности показано в таблице.

Понятие Определение и характеристики
Индивид Единичный представитель человеческого рода. Понятие индивид используется преимущественно в обществознании с точки зрения биологической характеристики индивида. Это не просто один человек, а «один из». Признаки индивида сводятся к морфологическим (рост, цвет волос или глаз, конституция) и психологическим (эмоции, темперамент) особенностям.
Личность Представляет собой отражение социальной сути человека, который уже выработал определенный комплекс привычек, имеет характерные предпочтения, является носителем знаний и опыта.
Индивидуальность человека Совокупность свойств, особенностей и качеств индивида, определяющих характер и делающих его неповторимым, социально-значимым и уникальным в сравнении с другими людьми.

Таблица четко характеризует различие понятий человека, индивида, личности в общественной жизни.

Структура личности

Под структурой личности, прежде всего, понимается взаимосвязь отдельных ее составляющих вроде характера, способностей, таланта или эмоций и пр. В свою очередь, подобные компоненты являются признаками личности, это ее черты, которые подразделяются на отдельные уровни:

  1. Низший уровень личности – как правило, объединяет врожденные, половые и возрастные свойства психики.
  2. Второй уровень – прежде всего, индивидуальные проявления способностей, памяти, мышления, темперамента и эмоций, зависящих от врожденных факторов и развития индивидов.
  3. Третий уровень – опыт, содержащий приобретенные навыки и знания, умения и привычки. В результате формируется и проявляется третий личностный уровень в процессе жизни субъекта, имея социальный характер.
  4. Высший уровень личности – прежде всего, представляет собой направленность, включающую влечение, мировоззрение, убеждения, самооценку и прочие особенности характера. Данный уровень имеет наиболее социально обусловленный характер. Более того, формируется он под влиянием воспитания и отображает идеологию общества, в котором находится человек.

Подобная уровневая разделенность нужна, прежде всего, для полноценной и точной характеристики человека в качестве личности. Между тем, различия между людьми многогранны, поскольку для каждого уровня личностного развития типичны свои убеждения, интересы, опыт и знания, черты характера и прочие качества индивида. Потому нам бывает очень сложно понять других людей, избежать конфликтных или противоречивых ситуаций.

Ключевые свойства или компоненты личности

Структурные компоненты личности

Психологи рассматривают под свойствами личности устойчивые психические явления, оказывающие на человеческую деятельность существенное влияние и характеризующие его социально значимую психологическую сущность.

Простыми словами свойства личности – это то, как человек проявляет себя в общении и отношениях с окружающими, в профессиональной деятельности и пр. Сюда включают волю, характер, мотивацию и темперамент, эмоции, способности и пр.

Способности личности

Способности – это то, что обеспечивает индивиду успешность в разных направлениях деятельности. Истолковать подобное понятие можно неоднозначно:

  1. Способности – это психические особенности или свойства души, благоприятно воздействующие на качество деятельности.
  2. Способности – это также высокий уровень развитости знаний, навыков и умений человека, обеспечивающих эффективное выполнение разнообразных функций.
  3. Более того, способности – это все, что не относится к умениям, навыкам и знаниям, но они помогают их приобрести, закреплять и активно использовать.

Психологи классифицируют способности личности на несколько категорий. В зависимости от структуры способности бывают:

  • социально-обусловленные или сложные – направлены на конкретную деятельность, к примеру, литература или музыка, танцы, художественная деятельность, т. е. способности, которые формируются в ходе социального взаимодействия;
  • элементарные – обусловлены головномозговыми функциями и присутствуют у каждого человека, например, распознавание запахов или цветов, звуков, запоминание или усвоение информации – эти способности имеют врожденное происхождение, однако, могут корректироваться и развиваться в процессе жизнедеятельности.

По характеру деятельности способности личности классифицируются на:

  • практические – как правило, подразумевают манипуляции с конкретными предметами в ходе какой-либо деятельности;
  • теоретические – прежде всего, обусловлены развитостью абстрактно-логического мышления и показывают, насколько эффективно человек решает теоретические задачи, устанавливает логические связи либо использует абстрактную терминологию;
  • предметно-деятельностные – особые способности взаимодействия с неодушевленными предметами;
  • коммуникативные – основаны на умениях и знаниях, связанных с взаимодействием и общением с окружающими, налаживанием межличностных связей и контактов, восприятием или нахождением общего языка;
  • творческие – способности, направленные на умение создавать предметы культуры, совершение открытий или новых идей;
  • учебные – определяют успешность усвоения знаний, обучаемости, освоения умений и приобретения навыков.

По распространенности способности бывают:

  • частными – не свойственны каждому, формируются благодаря задаткам вроде художественно-эстетического вкуса или музыкального слуха, чувства ритма и пр.;
  • общими – свойственны любому человеку, к примеру, двигательные способности, к общению, к нравственной или эстетической деятельности и пр.

Помимо способностей, в характеристике человеческой личности присутствуют похожие понятия, более тонко описывающие индивидуальность:

  1. Одаренность – предполагает врожденные задатки для лучшего развития способностей.
  2. Талант – способности, раскрывающиеся благодаря приобретению опыта и навыков.
  3. Гениальность – высочайший уровень развитости каких-либо способностей.

Именно со способностями и умением ими пользоваться связан жизненный результат личности. Но многие совершают ошибку, ища себя где-то в стороне. А достаточно просто заглянуть внутрь себя.

Темперамент личности

Виды темперамента личности

Темперамент личности – это комплекс свойств нервной системы и особенностей психики, определяющих реакции и поведение человека. Он относится к врожденным характеристикам личности, которые в процессе жизни не изменяются. Темперамент классифицируется на несколько типов:

  1. Сангвиник отличается устойчивой нервной системой, экстравертированностью, активностью и оптимизмом. Это энергичные, деятельные и веселые личности, которые легко сходятся с людьми, быстро приспосабливаются и обладают высоким уровнем саморегуляции.
  2. Холерик – проявляет выраженную нервносистемную нестабильность и экстравертивность. Это импульсивные, эмоциональные и вспыльчивые люди. Однако, они быстро остывают, когда им уступают.
  3. Флегматик – это интроверты, обладающие стабильной нервной системой. Прежде всего, это хладнокровные люди с медленной возбудимостью и слабой выраженностью эмоций. Однако, при включении в деятельность они показывают невероятную работоспособность. Им тяжело расставаться со старыми привычками и приспосабливаться к новым условиям жизни или работы и пр.
  4. Меланхолик – нестабильные интроверты, пессимистичные, тревожные и легко ранимые люди. Они чрезмерно озабочены внутренней жизнью и склонны к самокопанию.

Понимание своего темперамента поможет эффективнее планировать свою деятельность. Когда человек знает своя уязвимые особенности, он сможет избежать потенциально опасных ситуаций и эффективно взаимодействовать с окружающими.

Личность и характер

Под характером психологи понимают сложившуюся систему методов взаимодействия человека с окружающим миром. Характер в сравнении с темпераментом является приобретенной характеристикой. Он подвержен сторонним влияниям и более гибок при определенных обстоятельствах. Но в основе характера отчасти лежат врожденные особенности, на которые в ходе жизнедеятельности накладываются факторы окружающей среды.

Психологи выделяют несколько групп, объединяющих черты характера личности:

  1. Коммуникативные – проявляются в общении с людьми. Индивид бывает замкнутым или коммуникабельным, резким или тактичным, агрессивным или приветливым.
  2. Волевые – связаны с умением людей сознательно управлять вниманием. К таким чертам относят целеустремленность, упорство, настойчивость и пр.
  3. Деловые – представляют собой характеристику личности в процессе деятельности. Сюда входит аккуратность, трудолюбие, лень, исполнительность, безалаберность и пр.

Также черты характера бывают мотивационными и инструментальными. Мотивационные побуждают к действию, поддерживают и направляют активность, а инструментальные придают поведению конкретный стиль.

Сильная воля — сильная личность

Воля является стержнем личности – это важнейший компонент, определяющий силу личности. Это способность контролировать настроение, психическое состояние и поведение.

В человеке всегда идет борьба различных желаний, мотивов, направлений, а воля помогает выбрать правильный вариант в конкретной ситуации, который поможет быстрей достигнуть цели. Потому воля очень близка к самоограничению, она поддается тренировке и не является постоянной величиной.

Эмоции личности

Личность и эмоции

Эмоции – это индивидуальные чувства и переживания, возникающие вследствие внутренних или внешних стимулов. Они необходимы людям, чтобы лучше приспособиться и подстроиться к окружающей обстановке. Более того, эмоции имеют важнейшее значение при межличностном взаимодействии.

Эмоции классифицируются на несколько видов:

  • настроение – эмоциональные реакции, возникающие в конкретный момент времени;
  • аффект – неконтролируемый и бурный эмоциональный всплеск;
  • страсть – сильные, яркие положительные эмоции, которым личность не в силах противостоять;
  • простейшие эмоции – возникают при удовлетворении физиологических потребностей;
  • стресс – комплекс негативных и сильно выраженных эмоций, сопровождающихся характерными физиологическими реакциями;
  • чувства – переживания, связанные с определенным человеком или объектом.

Эмоции оказывают сильнейшее влияние на личность, восприятие собственной жизни и восприятие самого человека окружающими людьми. Причем у каждого человека эмоции протекают по-разному.

Личность и мотивация

Подобный термин обозначает психические процессы, побуждающие личность к определенной деятельности. Это комплекс причин, объясняющих поведение личности. Подобный компонент тесно взаимодействует с человеческими потребностями.

Мотивация – это своеобразный инструмент для удовлетворения потребностей. Причем чем сильней у человека потребность, тем сильней у него выражена мотивация к ее удовлетворению.

Единица мотивации – мотив, который является внутренним позывом, возникающим вследствие потребности и заставляющим выполнять какие-то действия. Мотивация – движущая сила развития личности. Без нее нельзя добиться успеха и реализоваться. Потому надо относиться к мотивации внимательней.

Типы личности

Психологи и философы уже не первое столетие рассматривают теории личностного развития. Это достаточно сложная и неоднозначная тема. Согласно различным теориям, выделяют разные типы личности:

  1. Согласно теории Юнга, если человек доверяет чувствам, он относится к эмоционально-чувственному типу личности. Если следует логике, то он принадлежит мыслительно-логическому типу.
  2. По мнению Леонгарда, личность по самым ярким чертам характера может относиться к типам вроде импульсивного, депрессивного, эмоционального, нестабильного в привязанностях, демонстративного или ригидного типа.
  3. Более того, личность может быть представлена дельцом или политиком, аналитиком или критиком, инспектором, советником, гуманистом или хранителем и пр. Как правило, конкретный тип, по типологии Бриггс-Майерс, зависит от направленности внимания, взаимодействия с окружающими, метода получения информации и принятия решения.

Теории развития личности

теории развития личности

Что же касается теорий личностного развития, то их несколько:

  1. Теория К. Юнга – прежде всего, в основе его концепции врожденные человеческие принципы, передаваемые из поколения в поколение и называемые архетипами. Они с годами приобретают индивидуальные особенности, в результате формируется личность.
  2. Теория Фрейда. Психоаналитик рассматривал личность в качестве трехкомпонентной структуры (Оно, Я и Сверх-Я). Более того, он выдвигал концепцию, согласно которой, наше поведение обуславливается бессознательными влечениями, в т. ч. и сексуальным.
  3. Гуманистическая теория по Маслоу и Роджерсу, прежде всего, представляет человека в качестве субъекта, стремящегося максимально реализовать потенциал. В этом случае основной движущей силой личностного развития выступает целенаправленная деятельность и созидательное начало.
  4. Поведенческая теория (бихевиористская) – в данной концепции основной силой личностного развития выступает, прежде всего, среда пребывания человека. В результате промежуточным звеном между реакцией и стимулом выступает личность. Только в процессе научения происходит личностное становление.

Некоторые теории отчасти пересекаются или противоречат друг другу. Однако, все они имеют право быть, играя огромное значение в психологии.

Личность и ее социализация

Развитие личности

Личностное развитие – неотъемлемая часть общечеловеческого развития. В практической психологии данная тема, как правило, считается основополагающей, хотя понимается весьма противоречиво. Но каждому индивиду необходима социализация, чтобы произошло полноценное развитие личности.

Для социализации ребенок проходит несколько этапов:

  1. Социализация в семье. Только родители объясняют ребенку правила поведения, прививают качества и учат, как действовать в разных ситуациях.
  2. Социализация в образовательных учреждениях (сад, школа, секции и различные кружки). Прежде всего, в этих заведениях дети учатся общению и взаимодействию с другими индивидами. Более того, они приобретают новые знания, учатся успеху и неудачам. Но подобная социализация выступает более жесткой средой для индивида, нежели семья.
  3. Социализация среди сверстников. Прежде всего, взаимодействие с ровесниками обеспечивает максимальную социализацию ребенка. Поскольку в процессе общения со сверстниками ребенок познает сферы, не доступные для обсуждения в кругу семьи. В результате у индивида активно развивается, видоизменяется и корректируется мировоззрение.

Личностное развитие может протекать в качестве естественного, либо целенаправленного и осознанного процесса. Причем результаты будут существенно различаться. Более того, в ходе развития человек не только развивается сам, но и помогает развиваться другим индивидам.

Как личность понимают психологи

Личность – это результат социализации индивида и основной инструмент его взаимодействия с социумом. Формирование личности, прежде всего, происходит под влиянием врожденных качеств и влияния окружающей среды.

Если необходима сильная личность, нужно примириться с неизменными компонентами личности, глубже изучить их и учитывать при любых действиях, решениях или поступках. Все внутренние силы при этом нужно направить на развитие тех компонентов, которые поддаются коррекции в процессе жизнедеятельности, к примеру, мотивации или воли и пр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: